Чтобы научиться правильно воспринимать критику и адекватно на неё реагировать, нужно порой проделать большую внутреннюю работу – этому надо научиться.
Следует признать, что критика бывает справедливой, то есть опирающейся на конкретные факты и отражающая реальное положение вещей. Никто не застрахован от ошибок, а взгляд со стороны может помочь их вовремя обнаружить. Справедливая критика имеет целью улучшить ситуацию, может быть хорошим помощником как в отношениях с близкими людьми, так и в профессиональной деятельности.
Подруга: «Зауженные стрейч-брюки, под ботинки, тебя полнят. Стройнее ты выглядишь, если брюки заправить в высокие сапоги». Ты: «Спасибо, я ценю твое не безразличие к моей женской привлекательности».
Второй тип критики – несправедливая. Высказывания подобного характера не отражают реального положения вещей. Обычно несправедливая критика принимает форму грубых выражений и даже оскорблений («неряха», «тупица», «круглая дура»).
Теперь поговорим непосредственно о том, как же следует реагировать на критику во всех её проявлениях. Самое первое и самое главное – обуздать свои эмоции. Даже конструктивная критика в первую очередь вызывает в нас отторжение на чисто эмоциональном уровне, так как уязвляет нашу самооценку и самолюбие (а это тоже очень сильный инстинкт). Здесь необходимо выдержать паузу и призвать на помощь разум, чтобы правильно оценить критику и подобрать нужные слова.
«Детская» эмоциональная реакция на критику . Это:
– обида, желание отомстить (ответы типа «Сам дурак», «На себя посмотри», «А ты что, лучше…»);
– уход в себя, молчание и отрешенность от происходящего (говоря другими словами – «проглотить» обиду);
– долгие переживания и самобичевание (попытки оправдаться, самоуничижение).
У женщин реакции на критику может сопровождаться потоками слез, что является чистым проявлением эмоциональности, а значит нарушением самого первого и самого важного правила. Кто-то может сказать, что слезы – это способ самозащиты, но признайте – он неэффективен в подавляющем большинстве случаев
«Взрослая» реакция на критику:
– слышу и принимаю в расчет;
– помню, что это в первую очередь твое мнение, но оно может быть и несправедливым;
– готов обсудить проблему;
– готов признать справедливость претензий.
Критические замечания следует конкретизировать. Спокойным, ровным, не предполагающим иронии тоном нужно поинтересоваться, что конкретно не утраивает человека, уточнить детали.
Примеры конкретизации критики:
– Мне не нравится, как ты готовишь!
– Что конкретно тебе не нравится? Может, я добавляю слишком много соли?
– Ты меня совсем не любишь!
– Что ты имеешь в виду? Ты хочешь, чтобы мы проводили больше времени вместе?
Как реагировать на замечания. Общие принципы
- Не извиняйтесь, это придает неуверенности.
- Не пытайтесь оправдываться, не стройте диалог по принципу «сам дурак», не молчите в ответ.
Свекровь: «Ты абсолютно бесхозяйственная»
Невестка: «Что вы имеете в виду? Может то, что ваш сын обстиран, накормлен, живет в чистоте? Я считаю вашу критику не справедливой».
- Выслушивайте и отвечайте на критику спокойно, не выражая агрессии и раздражения. Не показывайте своей обиды, следите за выражением своего лица.
- «ДА, НО ПРИ ЭТОМ….»
Начальник: «Вы сегодня опоздали на 15мин».Подчиненный: «Да, но при этом вчера задержался на 1час и закончил отчет, который у вас сейчас на столе».
Муж: «Ты совершенно не умеешь готовить выпечку». Жена: «Да, но при этом я у тебя стройная и сексуально привлекательна. А выпечку всегда можно купить. При этом я готовлю великолепно первое и второе».
Саша: «Ну, сколько же можно тебя дожидаться?»Маша: «Да, я долго собиралась, но при этом ты будешь гордиться тем, что жена у тебя привлекательна и обаятельна».
|